Заблуждения Московской Патриархии РПЦ: разъяснения с православной точки зрения

Проповеди, Религия / 21 сентября 2016 г.
tselishhev

На днях на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) появился документ исторической важности. Впервые за долгие годы наши архиереи решились концептуально выразить взгляд канонической Зарубежной Церкви на многочисленные заблуждения Её оппонентов из советской лже-церкви и раскольных сообществ. Мы можем только поприветствовать подвиг истинно-православного исповедничества и поддержать это заявление.

Распространенные Заблужденія Московской Патриархіи.
Съ подробными разъясненіями съ православной точки зренія.

Издается по благословенію преосв. Архіепископа Владиміра

Предисловие

30 лет назад IV Первоиерарх РПЦЗ блаженной памяти митрополит Виталий (Устинов) издал брошюру «Предъ судомъ Божіимъ», в которой были собраны несколько документов из церковной истории, раскрывающие суть отношения РПЦЗ к тому, что стало в последствии именоваться Московской Патриархией (МП).

Со времени издания той брошюры многое поменялось в мире. Поменялась и церковная жизнь. Поменялось отношение многих людей к этому важному вопросу.

Однако, как и прежде, пастырям и мирянам Русской Православной Церкви Заграницей часто приходится сталкиваться с недоумениями в связи с историей и исповеданием Московской Патриархии (МП). Особенно для нас важны вопросы, связанные с отношением к истории Церкви вообще, а также к РПЦЗ и Катакомбной Церкви в частности.

Мы собрали несколько основных вопросов или аргументов, которые чаще всего звучат в разговорах о русской церковной истории последних десятилетий, и дали на них обобщённые ответы.

Естественно, собранные вопросы и наши на них ответы далеко не исчерпывают самой проблемы, однако тем, кто неравнодушен к Истине, данная брошюра поможет начать разбираться в этих важных для Русского Православия вопросах.

Для более детального изучения вопроса интересующимся следует обратиться к материалам, приведённым в ссылках.

Мы намеренно издаем эту брошюру в новой орфографии, что нетрадиционно для нашего братства, чтобы упростить чтение для тех, кому это издание в первую очередь адресовано.

Историческая церковь
Московская Патриархия (МП) — это историческая русская Матерь-Церковь, а все, кто ее не признают — раскольники.

МП ведет свое начало не из глубины веков, а с 1927 года, когда митр. Сергий (Страгородский), не имея на то канонического права, в совете с НКВД создает незаконный синод, который от имени всей Российской Церкви подписывает вероотступническое «Послание», ставшее позднее известным как «Деларация о лояльности Советской власти» (i) .

Подавляющее большинство архиереев Российской Церкви, а также и самый старший архиерей, местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Петр Крутицкий, находившийся в то время в тюрьме, были против, как издания этой еретической «Декларции», равно как и против создания самого синода.

Также, как и митр. Сергий, некоторые члены этого незаконного синода ранее уже были в различных расколах: обновленческом, беглопоповском и т. п.

Затем, опять же, в обход Канонов, этот синод стал постоянным, а Сергий возглавил теперь уже официально признаваемую безбожной властью, по сути новую организацию.

В 1943 году, по приказу И. В. Джугашвили (Коба, Сталин), в совете с лояльными к безбожной власти архиереями, был собран «Собор», на котором митр. Сергий был избран первым советским патриархом. Так была создана «Московская Патриархия Русской Православной Церкви», – никогда прежде не существовавший орган, т. к. законная русская церковь называлась Российская (или Всероссийская) Православная Церковь. Само название: «Московская Патриархия» – канонически безграмотно; правильнее было бы название «Московский Патриархат», как теперь все чаще именуют себя сергиане, догадавшиеся наконец об абсурдности своего изначального наименования.

Итак, последним законным патриархом Российской Церкви был святейший Патриарх Тихон, а то, что было создано Советской властью при участии митр. Сергия, ни по букве святых Канонов ни по духу нельзя назвать Православной Церковью. И уж конечно, МП нельзя назвать исторической Русской Матерью-Церковью. В сущности МП началась как самочинное сборище, затем довольно быстро стало расколом, имеющим в своей основе сергианскую ересь.

Сергианство
Сергианство – туманная для нас формулировка. «Декларация» митрополита Сергия – малозначительный документ; просто эпизод в церковной жизни.

«Декларация» – вероисповедный документ, а не гражданский или просто административный. Документ, исходящий как бы от имени всей Русской Церкви, утверждающий новое неправославное отношение к власти.

Этот документ использовался властями для выявления и уничтожения христиан, понимающих антихристову сущность происходящего и не готовых отступить от Истины.

К тому времени все возможные компромиссы во избежание гонений и ради сохранения мира уже были сделаны Святейшим Патриархом Тихоном (ii). Он подошёл к черте, отделяющей личные уступки от искажения вероисповедания.

МП своим существованием обязана именно этой «Декларации». Собственно, это документ, на котором МП и основана.

Со времени издания Декларации последователей митр. Сергия стали называть сергианами, а саму ересь неправильного отношения к безбожной власти – сергианством (iii).

Спасение церкви
Если бы не Декларация митр. Сергия, церковь в России уничтожили бы полностью. При помощи Декларации удалось сохранить мирную церковную жизнь. Митр. Сергий спас церковь от полного уничтожения.

В этом довольно часто употребляемом аргументе содержатся сразу несколько неправд.

По свидетельству самих же сергиан, гонения после издания Декларации не прекратились даже и на тех, кто принял этот новый курс. Ярким доказательством тому служат списки Новомучеников и Исповедников Российских, составленные МП, в которых в несколько раз больше имён, чем в списках, прославленных Русской Зарубежной Православной Церковью в 1981 году. Естественно, подавляющее большинство добавленных имён в списках МП – пострадавшие сергиане.

Затем, в этой Декларации содержится неправда и искажение православного вероучения. Разве могут богоборцы быть Богом благословенной властью? Что, в таком случае, остановит сергиан от того, чтобы благословить антихриста, когда настанет его час? Ведь, новая власть сама себя открыто назвала безбожной!

Поэтому, то, что было «сохранено», уже нельзя назвать Церковью. Принятая «новая церковная политика» является обычным вероотступничеством. Какие бы благие намерения не были у его истоков, оно попросту перечёркивает подвиг всех христианских мучеников.

За что страдал Христос? Мог же Он пойти на компромисс и признать правоту Каиафы и Анны? Ведь, тогда не было бы гонений на христиан, длившихся несколько веков! А за что страдали сотни тысяч мучеников? Святые у всех на глазах исповедовали Христа, подавая пример и другим, а подчас и прямо призывая последовать им. Почему было не пойти на компромисс с язычниками и прочими гонителями ради защиты Церкви, ради прекращения гонений? Ответ прост: Церковь не в храмах, не в открытых богослужениях, не в массах верующих, и даже не в мирной молитвенной жизни. Церковь – в Истине. Без Истины нет Церкви. Если ради защиты Церкви приходится поступиться Истиной, то это не защита Церкви, а предательство.

Итак, Декларация ничего и никого не спасла. Напротив, она помогла безбожникам в борьбе против Церкви, против Истины. А то, что удалось сохранить, а вернее, создать – ни канонически, ни по логике, ни по духу Церковью назвать нельзя. Одних убили и загнали в подполье, а других сделали предателями.

Мировое Православие
Другие церкви, такие как Константинопольский Патриархат и т. п., признают Московскою Патриархию, как законную Русскую Церковь.

Все патриархаты за последнее столетие так или иначе впали в различные ереси. В первую очередь, они все исповедают ересь экуменизма. Некоторые из них перешли на еретический григорианский календарь и даже открыто молятся с теми, кого сами ранее признавали еретиками, и также и с представителями совершенно нехристианских религий. Такие моления напрямую запрещены святыми апостолами. Оттого они все и признают друг друга, потому что охладели к Истине. Никакие ереси теперь их не смущают.

Единство
Церковь должна быть единой, и незачем разделяться и выискивать, кто, как и чем отличается, или кто в чем виноват в прошлом. Надо, по-братски обнявшись, продолжить путь противостояния мировому злу и антихристу.

Основным обвинением в адрес МП и «мирового православия» является как раз переход на сторону антихриста. В настоящее время единство с МП и другими церквями было бы единством в служении силам зла, а не единством во Христе.

Официальная церковь
Власти РФ и других стран признают МП как официальную российскую церковь.

Это чисто мірская категория. Вспомним, что Христа не признали ни официальные власти, ни религиозные лидеры. И Христа, и его учеников за редким исключением убили. Мало того: в течение нескольких последовавших столетий истинная Церковь не была признаваема, и фактически была гонима, находясь на нелегальном подпольном положении. По сути, Церковь первых веков была катакомбной.

Признание современных безбожных властей это, скорее, недобрый знак. Спаситель нам Сам это разъясняет: Если мір вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин. 15:20).

Святая Русь
Мы ходим не в МП как таковую, а в наши старинные намоленые храмы. Неужели, мы должны отказаться от наших святынь, от храмов, монастырей и всего наследия Святой Руси?

Наследие Святой Руси, в первую очередь, заключается в беззаветной любви ко Христу-Истине, к святости. Остальное – второстепенно и без первого ничего не значит. Сам Спаситель даёт нам указание правильного отношения к храмам и древним святыням, когда собирает учеников на Тайную Вечерю – первую литургию на земле, не в Иерусалимский Храм (хотя, как Бог Всемогущий, мог это обеспечить), ни на Синай, ни в какое другое святое место, а в частный дом верующего человека – Симона прокаженного (iv).

Итак, храм там, где Христос. Если же у алтаря молятся отступники и еретики, Христа там быть не может по определению. Спаситель говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Собраться во Имя Господне, значит, собраться во Имя Истины (v). Истина же, создателями МП отвергнута изначально. Там, где нет Истины, нет и Христа.

Еще необходимо напомнить, что после революции 1917 года все храмы были «национализированы», т. е. перешли в собственность советского безбожного государства. Это государство только позволяло Церкви ими пользоваться. После того, как власть создала свою «церковь», она вверила храмы и прочие святыни в пользование только тех, кто служил ей. Новая власть требовала не простого гражданского подчинения, а религиозного служения себе. Особенно это подчёркнуто упомянутой уже Декларацией. Итак, разве идейные безбожники будут давать храмы тем, кто служит Богу? Служить же одновременно безбожному государству и Богу невозможно (vi).

Старинные русские храмы
Когда мы приходим в старинный русский храм, мы ощущаем тепло, нам хорошо и легко на душе.

Нельзя путать душевный комфорт и эстетическое наслаждение с духовной жизнью. Внешняя красота православия: архитектура, иконопись, песнопения и вообще вся атмосфера – плоды, вдохновлённые благодатью Божией. Естественно, что душе, лишённой истинной духовной жизни, нигде так не комфортно, как в старинном храме. Также, здесь действует помимо прочего, и чисто народная память (vii).

Думаем, что не ошибаемся, если скажем, что так же хорошо себя ощущает какой-нибудь англичанин, попадая в ещё более древний английский храм. Или даже язычник, входя в храм языческий, где столетиями молились его предки.

Однако, эти ощущения относятся больше к области земной, нежели к небесной. Душевное – не то же самое, что духовное. Ведь, и пустышка на время заменяет младенцу мать. И успокоит и даже поможет заснуть. А вот напитать не может.

Итак, ничего странного в том, что, заходя в русские храмы (старинные или даже новые, но созданные по правилам), мы ощущаем прилив душевного покоя, т. к. через внешние образы нам передаётся отголосок того, что изначально породило всё это. Однако, это вовсе не значит, что в храмах благодать живёт сама по себе, независимо от истинности исповедания и богослужения.

Добрые батюшки
Простые батюшки не виноваты в преступлениях высшего начальства. Сами они искренне служат Христу и своей пастве.

Церковь Христова – единая и соборная. Ни один священник не служит независимо, но в единстве и единомыслии с остальной Церковью и, в первую очередь, со своим епископом, который, в свою очередь также пребывает в вероисповедном единомыслии с остальными архиереями и патриархом. Это прямо отражено в словах божественной литургии: «возлюбимъ друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа», а также и «и даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа» (viii).

Святые Каноны учат не подчиняться архиерею-еретику (ix). А все, кто помолился с еретиком, Каноны повелевают отлучать от церковного общения. Также, по Канонам следует отлучать и тех, кто молится с отлучёнными (x).

Таким образом, все, находящиеся в молитвенном общении с еретиками, сопричастны ереси и подлежат отлучению. Это касается и самых добрых батюшек.

Разве нет добрых пасторов у католиков? Найдутся, наверное, и добрые имамы и милейшие раввины. Однако, это все область земной доброты, которая сама по себе может быть замечательна, но заменить истинного исповедания не может.

Если «добрый батюшка» не даёт себе труда разобраться в вопросах веры, то он таким образом проявляет преступное равнодушие – теплохладность, мерзкую в очах Господа (xi). Такой священник, даже если по-житейски добр, является волком в овечьей шкуре, который растлевает души, сея в них зерна безразличия к Истине.

Церковные книги
РПЦЗ и другие, не относящиеся к Московской Патриархии церкви, пользуются книгами и другими церковными предметами, сделанными в МП, тем самым признавая её истинность.

РПЦЗ относится в этом смысле к МП, как к артели. Мы приобретаем то, что МП просто переиздала, так же, как и любой другой издательский дом. Мы не покупаем их собственных творений.

Досергианских экземпляров мало, и репринты не всегда выходят качественными, поэтому, порой не имея другой возможности, найти какую-то богослужебную книгу или святых отцов, мы иногда приобретаем изданное в МП. К тому же, люди, действительно трудящиеся (наборщики, корректировщики и т. п), зачастую являются простыми наёмными рабочими МП, подчас даже вовсе неверующими.

Надо ещё заметить, что мы все усилия прикладываем к тому, чтобы, уж коль скоро пришлось нам приобрести книгу, напечатанную МП, проверить её на ошибки и намеренные подлоги.

РПЦЗ и Гитлер
РПЦЗ благословляла нацистов в Германии и даже посылала приветствия А. Гитлеру. После этого какие-либо обвинения, исходящие из РПЦЗ не имеют никакой силы, т. к. послания РПЦЗ и «Декларация» одинаково преступны.

Во-первых, нужно отметить, что, какие бы обвинения (законные и ложные) не были бы выдвинуты в адрес РПЦЗ, это само по себе не оправдывает ересь сергианства.

Также, прежде чем принимать этот аргумент, нередко выдвигаемый сергианами, посоветуем внимательно прочитать упоминаемые документы и трезво оценить их с православной точки зрения.

Важно понимать, что документы, исходившие от архиереев РПЦЗ, носили не приветственный характер, а благодарственный, и то, это было еще в то время, пока Гитлер (законно избранный, к слову сказать) не начал войны и не проводил жутких репрессий. Итак, подчеркнём, что эти послания, если их внимательно изучить, приняв к сведению время и повод к их написанию, нельзя однозначно вменить в вину архиереям РПЦЗ (xii).

Ещё важнее отметить, что, какими бы ни были эти послания в адрес Гитлера и германского правительства, они не носили вероучительный характер, как «Декларация» митр. Сергия.

Другими словами, РПЦЗ жила бы и без этих обращений, и вовсе не обязательно для всех архиереев было с ними соглашаться, в то время как МП в самой своей основе как раз имеет еретическую «Декларацию» и все, кто её не принял, были уничтожены или загнаны в глубокое подполье.

Итак, сопоставлять послания архиереев РПЦЗ в адрес нацистского правительства и «Декларацию» митр. Сергия никоем образом нельзя.

Бабушки в дальних деревнях
Простые верующие бабушки, живущие в отдалённых деревеньках, не имеют возможности узнать о ересях, в которые впала МП.

Начиная с первых веков, на Церковь нападали всевозможные ереси. Не было ни интернета, ни радио, ни быстрой почты для всех. Как же обходились жители отдалённых селений? С Божией помощью в своё время у каждого была возможность узнать о новом неправомыслии и сделать свой выбор.

Общины верных есть как в больших мегаполисах, так и в самых отдалённых захолустных деревнях по всему миру.

Господь не осудит за незнание, но нежелание знать или даже леность – непозволительны. Итак, оставим бабушек из отдалённых селений на Суд Божий. Желающих в Истине спасать душу, Господь в своё время приводит к верным.

Важно то, что Вы читаете эту заметку и у Вас есть возможность узнать и понять. Кто знает, может быть именно Вы в последствии возьмёте на себя подвиг просвещать этих бабушек?

Новая социальная концепция
МП в 2000 году прославила Новомучеников и Исповедников Российских, а также приняла новую Социальную Концепцию, которая перечёркивает Декларацию митр. Сергия.

Обычно этот аргумент приводился теми, кто ратовал за «соединение» РПЦЗ с МП, мол, все беззакония исправлены. Однако, в самом этом двойном аргументе содержится противоречие.

В своём «прославлении» МП отметила не только тех, кто пострадал непосредственно за веру, но и всех церковных людей, пострадавших во время репрессий. Другими словами, в списки прославленных были включены по большей части сергиане. И что ещё хуже, не были включены некоторые имена из уже прославленных в 1981 году Русской Зарубежной Церковью. Например, священномученик Митр. Иосиф Петроградский, твердо обличавший узурпацию церковной власти Сергием и саму ересь сергианства.

Затем, никакие «концепции» не могут исправить ереси. Любое отступление заглаживается только лишь церковным покаянием. МП, напротив, не только не раскаивается в том, что основана на ереси сергианства, но и всячески оправдывает её, вплоть до все чаще звучащих предложений прославить во святых митр. Сергия.

Историческое соединение
РПЦЗ соединилась с МП, подписав в 2007 году «Акт о восстановлении канонического общения».

Действительно бòльшая часть РПЦЗ, предав своего главу, митр. Виталия (Устинова) и паству, слилась с МП. Однако, это было, скорее, корпоративное слияние, нежели некий церковный акт, т. к., если мыслить в православном ключе, никакого «соединения» между церквями быть не может. Из двух не имеющих общения между собой церквей, как минимум одна пребывает в неправде. Для соединения, необходимо, чтобы та, которая была в неправде, с покаянием была принята в общение в Церковь Христову. Ни Священные Каноны, ни сама логика не допускает никакого слияния. Только покаяние. Никакие «взаимные уступки» и прочие компромиссы здесь не помогут.

То, что произошло, как раз подтверждает, что слились просто корпорации – к Церкви Христовой это отношения не имеет. Истинная РПЦЗ таким образом очистилась от предателей и малым стадом продолжает свидетельствовать об Истине.

Церковь всегда служит власти
Во все времена церковь обслуживала власть. И византийских императоров, и русских царей церковь всегда защищала и учила народ служить им. Поэтому, то, что сделал митр. Сергий – совершенно законно.

Это не так. Христа распяли по повелению гражданских властей. Апостолы обличали безбожных властителей, великие отцы, архиереи, простые верующие у всех на глазах призывали не подчиняться сановным идолопоклонникам. За неподчинение безбожникам было замучено несчётное количество христиан.

Затем, благодаря свят. императору Константину Великому, началась эпоха христианских государств. Но и в это благословенное время Церковь порой обличала неправомыслия христианских правителей. Это ярко видно на примерах Святителей Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, священномученика митрополита Филиппа и многих других.

Т. н. «Константиновская эпоха» продолжалась до 1917 года, когда безбожниками был свергнут, а потом убит последний православный император – святой Царь мученик Николай.

После 1917 года к власти пришли те, кто открыто назвал себя безбожниками, тем самым поставив себя вне Божественного закона, провозглашённого апостолом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1).

Если же толковать эти слова по-сергиански, получится, что и власть антихриста будет «от Бога установлена».

Гражданское подчинение – максимум, на который могут идти христиане в отношении безбожных властей. Никакого благословения безбожной власти или служения ей «не за страх, а за совесть», как исповедуют сергиане, быть не может. Потому что, это – вероисповедный вопрос.

Падение коммунизма
Уже четверть века, как пал коммунистический режим и гонений на церковь тоже больше нет. Открываются храмы, нет никакой необходимости быть в подполье.

Действительно, ещё в начале «перестройки» начали открываться храмы, и многие до того подпольные общины смогли молиться открыто.

Однако довольно скоро власть вернулась к мысли, что МП — единственная законная церковь, и, следовательно, только она имеет право свободно существовать. Вопреки провозглашаемому принципу отделения церкви от государства, МП стала настоящей «официальной», т. е. государственной религиозной организацией РФ, наряду с другими т. н. конфессиями (старообрядцы, латиняне, магометане, буддисты, иудеи и т. п.)

Остальные подвергаются гонениям. Пусть, это в настоящее время не кровавые репрессии, но свободно молиться и исповедать православные, не разделяющие сергианской ереси, не могут. Все храмы, которые ранее были в заброшенном виде переданы несергианским общинам, и восстановлены ими, в последствии были под разными предлогами конфискованы и переданы МП. Даже домашние несергианские церкви подвергаются пристальному вниманию ЧК (ФСБ), а батюшек приглашают в органы «для беседы».

Что касается власти, то у неё по сей день большинство «бывших» (xiii). Глава государства — член КПСС с 1975 г. и «бывший» ЧеКист, который сам о себе свидетельствует, что «бывших не бывает». Первый министр — член с 1986 г., главы силовых ведомств также все — члены. Змея просто сменила кожу. У власти идейные и духовные наследники тех, кто незаконным образом через кровавый бунт захватил власть в 1917 г., а затем путём небывалого за всю историю человечества кровавого террора, закрепился.

Наша родная церковь
РПЦЗ – эмигрантская церковь, нам же ближе наша родная Московская Патриархия

РПЦЗ – это только название. По сути, РПЦЗ ведет свое начало от Свят. Патриарха Тихона, а МП – от митр. Сергия, незаконно захватившего власть, и Джугашвили-Сталина, который при помощи Сергия и некоторых других создал Московскую Патриархию. Так что, «наша» может относиться к МП только в смысле «наша советская», а не в историческом смысле Русской Церкви.

По сей день РПЦЗ (Зарубежная часть Русской Церкви) находится в молитвенном общении, т.е. в единстве с Катакомбной Церковью (часть Русской Церкви, находящаяся в русском подполье после сергианского раскола).

Еще нужно помнить, что Церковь – это не патриотическая организация. Спаситель сошёл на землю, чтобы сделать нас гражданами Неба, а не земных царств. Для выражения патриотизма есть другие учреждения.

Заносчивость членов РПЦЗ
Члены РПЦЗ считают себя самыми чистыми, самыми правильными, и глядят на всех свысока, утверждая, что благодать есть только у них.

Точно такое же обвинение можно было бы выдвинуть против святых Апостолов и учителей Церкви Христовой. Разве не они запрещали верным молиться с еретиками и отлучёнными? Разве не отцы учредили Чин Православия, где анафематствовали церковные заблуждения? Кто дерзнет обвинить Святителя Иоанна Златоуста в том, что он, борясь с неправомыслием, обличая всевозможных еретиков и раскольников, тем самым служил не Истине, а собственному самолюбию?

Верные РПЦЗ не приравнивают себя к святым отцам по достоинству, в то же время, осознавая обязанность следовать их примеру бескомпромиссного служения Истине. Переход на личное в данном случае, служит как бы поводом отступить от сущности вопроса.

Не себя мы превозносим, но святую Истину Православия. И что делать, если разногласия наши с другими церквями так глубоки и так существенны, что общения с ними иметь мы не можем? Кривить душой ради зыбкого внешнего единства — не христианский путь. И никакой любви в этом тоже нет, т. к. любовь от истины неотделима. Любви во лжи не бывает.

Раздоры, расколы, нестроения
В РПЦЗ и в среде т. н. «Истинного православия» нет единства. Постоянные раздоры и расколы. Церковь же должна быть единой.

Единой – да. Многочисленной и пышной – вовсе не обязательно. Также и тихой мирной жизни земной Церкви Господь не предуготовал. Напротив, Он ясно сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 32:16). Меч духовный, отсекающий противящихся Истине от любящих Её.

Единство – не сама цель, а плод единомыслия и единодушия в исповедании Христа. Другими словами, не могут двое, не имеющие согласия в вере во Христа, быть едины во Христе.

Уже на Иерусалимском Соборе, святые апостолы приняли ряд правил, ограждающих верных от еретиков и раскольников.

Святой ап. Петр в своём Соборном Послании прямо предостерегает от общения с лжесвященниками (xiv).

И дальше в жизни Церкви мы видим, что ни на одно столетие Её не оставляли нападки всевозможных заблуждений, от которых Церковь ограждалась. Из тех, кто упорствовал в неправомыслии, одни уходили в историю, а другие продолжали существовать, постепенно выделяясь в некое «ответвление» христианства – раскол или ересь.

Так что, в том, что происходят эти печальные раздоры и расколы, нет ничего нового. Это говорит одновременно о том, что люди слабы, и о том, что борьба продолжается. Единство ради единства или ради внешнего спокойствия, или ради корпоративных интересов – не христианский путь.

Итак, Церковь всегда едина, просто от Неё постоянно отпадают. Но к Ней и приходят, также в Неё и возвращаются. Этой свободы Господь ни у кого не отнимает. Так было и так будет до скончания века.

Что делать
Мы осознаем, что МП полна беззаконий, и даже готовы признать, что это — самочинное сборище, скатившееся во множество ересей. Однако, мы слишком плохо знакомы с истинным православием. Слишком много развелось всевозможных «истинных» церквей, как Русских, так и Греческих, и прочих. Как разобраться? Как не ошибиться?

На это можно было бы ответить кратко словами Спасителя: ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11:9-10).

Путь Спасения в принципе не должен быть лёгким. Особенно, после пребывания в ереси, требуется много усилий, чтобы избавиться от тяжкого духовного повреждения.

Конечно, бывает и так, что в РПЦЗ переходят довольно быстро, и даже бывает, что мы принимаем священство в сущем сане. Однако, к этому следует относиться, как к икономии — исключению ради церковной пользы.

В остальных же случаях не стоит ожидать, что едва начав сомневаться в правильности своего положении, человек сразу же найдёт Церковь и будет в неё принят. Могут потребоваться годы на честный поиск Истинной Церкви. Священное Придание знает немало случаев, когда еретики или язычники присоединялись к Церкви только под конец жизни.

Как бы то ни было, во главе угла должно стоять желание спасения в Истине, и ничего больше. Бывает, к сожалению, и так, что человек говорит «я готов к вам присоединиться, только если вы …», а дальше следует условие, в зависимости от обстоятельств. Иные, кто имеет сан, требуют, чтобы их приняли в этом сане, другие учат каким чином следует их принимать и т. п.

Случается и так, что к РПЦЗ желают присоединиться не от жажды спасения в Истине, а от какого-то недоумения или обиды, полученной в другой церкви.

С таким настроем можно ли начинать путь спасения?

Уж коль скоро человек признает, что находится в еретическом сообществе, из которого хочет удалиться и примкнуть к стану верных, то делать это нужно исключительно в покаянном и смиренном духе. Иначе, довольно скоро этот человек покинет Церковь и начнёт блуждать по всевозможным расколам.

(i) Полный текст «Послания» митр. Сергия (Страгородского)
(ii) Протоиерей Михаил Польский. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей (Джорданвилль, 1948 г.)
(iii) Протоиерей Лев Лебедев. Сергианский раскол и создание Московской Патриархии.

(iv) Мф. 26:6.
(v) Ин. 14:6
(vi) Мф. 6:24
(vii) Проф. Иван Андреев. Благодатна ли советская церковь.
(viii) Божественная Литургия Свят. Иоанна Златоуста.
(ix) Двукратного Собора 15-е Правило.
(x) Апостольские Правила 10, 45, 46
(xi) Откр.3:15-16
(xii) Разъяснение от Канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.
(xiii) https://goo.gl/4pT8bE
(xiv) 2 Петр.2:1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>