1971 год. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА PУCCКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ (РПЦЗ) О ВЫБОРАХ ПАТРИАРХА (МП РПЦ) В МОСКВЕ

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 года имели суждение о состоявшемся в Москве с 30-го мая по 2-е июня сего года собрании, именующем себя Всероссийским Церковным Собором для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Это собрание объявило Митрополита Пимена избранным на означенный Престол. Обсудив все обстоятельства этого собрания Собор Епископов, представляющих свободную часть Русской Православной Церкви, пришел к следующему заключению:

1. Для избрания Главы Поместной Церкви необходимо, чтобы это избрание было совершено по законам данной Церкви и было бы свободным, являясь подлинным выражением ее голоса.

2. В 1917 году Всероссийский Собор принял определение о восстановлении в России Патриаршества и избрал на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Тихона. В состав этого собора входили все канонически поставленные епископы Российской Церкви, избранные от епархий представители клира и мирян и приглашенные Синодом, на основании составленного им Положения, представители монашествующего духовенства и православных Духовных Академий. Все представители от епархий были свободно избраны на трехстепенных выборах: приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Самые выборы Патриарха совершались по чину, который обезпечивал свободу в указании кандидатов для избрания. Последние намечались тайным голосованием, причем первоначально было указано много кандидатов. Из их числа, последовательным отбором получивших наибольшее число голосов было указано три кандадата, из коих один был окончательно избран по жребию. Такая система выборов, обеспечивающая полную свободу и утвержденная Всероссийским Церковным Собором, никогда не была отменена свободным и равнозначащим ему Собором. Поэтому выборы Патриархов, совершенные в ином порядке, не будучи свободными, не выражают голоса Русской Православной Церкви и не являются законными.

К таковым незаконным выборам относятся не только выборы нынешнего, именующего себя Патриархом, Пимена, но и выборы двух его предшественников (Сергия Страгородского и Алексея Симанского). Сторонники их не могут в оправдание этих выборов говорить о внешних условиях гонения на Веру, как препятствующих осуществлению законного порядка выборов, потому что, вопреки очевидности, они постоянно твердят о якобы полной свободе религии в Советском Союзе. Подобные заявления делал и ныне избранный Патриарх Пимен. При всех трех выборах Патриархов никто не решился и не имел возможности назвать какого-либо кандидата, кроме заранее указанного представителями гражданской власти.

3. Нарушение законного преемства высшей Церковной власти в Российской Церкви началось с 1927 года, когда тогдашний Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополит Нижегородский Сергий, нарушил указания Митрополита Крутицкого, которого он замещал и подписал соглашение с атеистичекой гражданской властью, на каковое не соглашались ни Митрополит Петр, ни другие старейшие иерархи.

Советская власть стала заключать в тюрьму всех несогласных с Митрополитом Сергием иерархов, расчищая ему таким образом путь к возглавлению Русской Церкви. Он, со своей стороны, не считаясь со старейшими иерархами, составил Синод по своему личному назначению и, при жизни Митрополита Крутицкого Петра, которому по положению принадлежало управление Московской епархией, незаконно присвоил себе титул Блаженнейшего Митрополита Московского с правом ношения двух панагий. В 1943 году по указанию безбожника и злейшего гонителя Церкви Сталина он, во исполнение политических планов последнего, наскоро, в 4 дня, собрал Собор из освобожденных для этого Сталиным из тюрем по особому подбору епископов, в коем, считая самого Митрополита Сергия, было только 19 епископов, которые и избрали его Патриархом. В 1945 году после кончины Патриарха Сергия, Митрополит Ленинградский Алексий собрал Собор, на который были приглашены и представители автокефальных Церквей. Собор, кроме незадолго до того рукоположенных епископов, состоял из представителей клира и мирян, подобранных без выборов, предусмотренных о выборах Патриарха и, покорно выполняя указания атеистической гражданской власти, единогласно выбрал Патриархом Митрополита Алексия Ленинградского.

По смерти последнего, таким же незаконным порядком был составлен в нынешнем году т.н. Всероссийский Собор для избрания Патриархом Митрополита Пимена, не столько известного благочестием и богословскими познаниями, посколько он не получил никакого богословского образовавния, сколько своим усердием в исполнении указаний атеистической власти, направленных к разрушению Церкви и проведению политических планов Советского Правительства.

4. Все выборы Патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора, согласно которому, «аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним». Значение, которое придавали такому преступлению Отцы Вселенского Собора явствует из самого факта необычного для церковных правил двойного наказания за нарушение его, т.е. не только извержением из сана, но и отлучением.

Знаменитый толкователь канонов, Еп. Далматинский Никодим, дает следующее пояснение к 30 правилу Св. Апостолов: «Если Церковь осуждала незаконное влияние светской власти при поставлении епископа в то время, когда государи были христианами, то тем более, следовательно, она должна была осуждать это, когда последние были язычниками и, тем более тяжкие наказания она должна была налагать на виновных, которые не стыдились обращаться за помощью к языческим государям и подчиненным им властям, чтобы только получить епископство. Настоящее (30) правило и имеет в виду подобные случаи». Если в опровержение этого положения приводят примеры некоторых Константинопольских Патриархов, возводимых на Престол по произволу Турецких Султанов, то на это можно сказать, что никакая аномалия не может быть признаваема нормой и одно нарушение канонов не может оправдывать другое.

Принимая во внимание все вышеизложенные основания, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, как представляющий свободную часть Русской Церкви, определяет:

Избрание Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси на именующем себя Всероссийским Церковным Собором в Москве 2 июня сего года в силу 30 правила

Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора и других, приведенных в настоящем определении оснований, признает незаконными и недействительными и все его акты и распоряжения не имеющими никакой силы».

2. О Катакомбной Церкви:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, единственной свободной части Русской Церкви, со скорбью взирает на страдания, которым подвергаются верующие в пределах Советского Союза. К открытым преследованиям атеистической власти, которая ставит себе целью уничтожение всякой религии, присоединяются и искушения от лжебратий.

В 1927 году, когда покойный Митрополит Нижегородский Сергий, позже именовавший себя Московским Патриархом, издал свою известную декларацию, старейшие епископы Русской Церкви и в том числе, указанные Патриархом Тихоном в его завещании для временного возглавления Русской Церкви, не согласились с ним, видя пагубность для православных душ в том новом курсе, по которому он повёл Церковь, вопреки указаниям Митрополита Крутицкого Петра. Имена Митрополитов Петра, Кирилла, Иосифа, Архиепископа Угличскаго Серафима и многих других иерархов, клириков и мирян, войдут в историю Церкви наравне с знаменитейшими исповедниками Православия перед лицом гонений, нечестия и ересей.

Свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душей и сердцем с исповедниками веры, которых в антирелигиозных руководствах именуют «истинно-православными христианами», а в общежитии именуют нередко «Катакомбной Церковью», ибо им приходится скрываться от гражданской власти подобно тому, как в первые века христианства скрывались верующие в катакомбах. Собор Епископов сознаёт своё духовное единство с ними и Русская Зарубежная Церковь всегда молится о всех тех, кто в условиях гонения так или иначе хранит истину и «не преклоняется под чужое ярмо с неверными», сознавая, что нет ничего общего у света с тьмою и согласия между Христом и Велиаром. (II Кор. 6, 14-15)

Свободная часть Русской Церкви кроме молитвы старается помочь своим страждущим за Веру братьям на Родине ещё тем, что неизменно старается открывать миру истинное положение Церкви в Советском Союзе, разоблачая ту ложь о якобы благополучии ея, которую стараются распространять заграницей приезжающие оттуда лжепастыри, прославляющие гонителей и уничижающие гонимых.

В тех тяжёлых обстоятельствах, которые приходится переживать нашим братьям в Советском Союзе, утешением для нас служит пример первых веков Христианства, когда гонители Христа тоже старались физически уничтожить Святую Церковь. Но мы помним ободряющие слова Спасителя «не бойся малое стадо» (Лук.12,32). Помним мы также ободряющие слова Спасителя и для тех, кому Господь судил быть на этой земле в последние дни ея существования: «тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21, 28)

3. О возможных прещениях со стороны Московской Патриархии:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 г. ознакомился с постановлением т.н. Всероссийского Церковного Собора в Москве, согласно которому Московская Патриархия намерена «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции» по отношению к Русской Православной Церкви Заграницей.

Это постановление, как и ряд других постановлений того же Собора, явно сделано в угоду Советской атеистической власти. Не напрасно оно стоит в ряду с определением одобрения политических выступлений умершего Патриарха Алексия и свидетельством об одобрении политики СССР.

Обсудив это постановление, Собор Епископов определяет: Для того, чтобы какое либо постановление имело силу и значение, требуется, чтобы лицо, о котором оно находится, находилось в каноническом ведении того лица или учреждения, которое выносит о нём суд. Постановление собравшихся в Троице-Сергиевской Лавре лиц, именующих себя Всероссийским Собором, вынесено об иерархии, которая не имеет к ним никакого отношения.

Русская Православная Церковь Заграницей, основанная 50 лет тому назад и имеющая свой канонический фундамент в определении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковном Советом от 7/20 ноября 1920 г. за №362, никогда не состояла ведении нынешней Московской Патриархии. Порабощённое состояние последней у атеистической власти и незаконные выборы трёх последних Патриархов указывают на то, что и ныне продолжают существовать условия для автономного существования Русской Церкви и Заграницей, которые указаны в означенном определении.

Самые нападки на западный мир, которые содержаться в «обращении Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира» свидетельствуют о том, что Зарубежная Церковь и Московская Патриархия находятся в разных частях мира, политически глубоко разделённых и иногда не менее, чем в разных странах, между которыми находится военный фронт. Поэтому, даже в том случае, если выборы Патриарха не вызывали сомнений в своей законности, надлежало бы сохранить нынешний статус свободной части Русской Церкви Заграницей на основании постановления 7/20 ноября 1920 г.

За истекшие 50 лет весь состав Зарубежной иерархии переменился и нынешние правящие епископы приносили присягу на верность своей заграничной Церковной Власти. Они никогда не имели никаких обязательств в отношении нынешней Московской Патриархии и не могли иметь таковых, поскольку признают её канонически незаконной и нарушившей верность Христовой истине с тех пор, как Митрополит Сергий в 1927 году в основу её положил одновременное служение Христу и Велиару.

Поэтому если Московская Патриархия попытается применить к иерархии свободной части Русской Церкви какие либо канонические санкции, то это будет актом незаконным и не действительным.

«Церковная жизнь», №7-12, 1971 года, с.35-39.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>