1923 год. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ (РПЦЗ) ОБ ОТНОШЕНИИ К ЦЕРКОВНЫМ СОБЫТИЯМ, ПРОИСХОДЯЩИМ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

Архиерейский Собор, имев суждение об отношении к церковным событиям, происходящим в России, постановили:

Неоднократно православные русские заграничные Иерархи возвышали свой голос против смуты, производимой в России врагами Православной Церкви, в лице так называемой «Живой Церкви» с ее разветвлениями (общиною церковного возрождения и древле-Апостольской общиной). В посланиях своих к верным чадам Церкви Православной и ее Иерархам они раскрывали и каноническую незакономерность, и неправоту «Живой Церкви» по существу ее. Но ныне, когда свершился беззаконный суд над Святейшим Отцом нашим Патриархом Тихоном на созванном нарочито для сей цели «Живою Церковью» нечестивом соборе, мы, Иерархи заграничной Православной Русской Церкви, еще раз возвышаем свой голос как против самой «Живой Церкви», так и против последнего беззаконного деяния его.

По 15-му правилу Двукратного Константинопольского Собора, «аще который пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения, учинит раскол, таковому святой собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии». По силе этого правила все епископы и пресвитеры, отказавшиеся от подчинения Святейшему Патриарху Тихону еще задолго до своего названного «Собора» и суда над ним, всеми верными сынами Православной Церкви должны почитаться чуждыми благодати священства, как бунтовщики против законной церковной власти, самочинно отделившиеся от нее.

Уже по одному этому основанию «Собор», созванный «Живою Церковью» для суда над Святейшим Патриархом Тихоном, как созванный незаконною церковною властию и при том под давлением безбожной советской власти, должен признаваться не имеющим никакого канонического значения. Произведенный затем этим «Собором» суд над Святейшим Патриархом Тихоном сопровождался нарушением самых основных требований законности как общечеловеческой, так и церковной.

Судьями Святейшего Патриарха явились те, кто сами должны были подлежать его суду, как бунтовщики против законной власти его над ними. Обвиняемый не был приглашен на Собор, ему не были предъявлены возведенные на него обвинения и не предоставлено было ему возможности самозащиты или, по крайней мере, представления письменного объяснения на взводимые на него обвинения. Напротив, преднамеренным подбором лиц, участвовавших на «Соборе», присутствием представителей советской власти на нем и всякими иными средствами искусственно создавались условия, благоприятствовавшие его обвинению. А если обратим мы свое внимание на содержание предъявленных ему обвинений, то увидим, что в сущности единственным обвинением, которое было предъявлено ему, было обвинение его в контрреволюционности. Обвинение это со стороны «Живой Церкви» возможно было лишь потому, что сама «Живая Церковь» признает вполне справедливою произведенную советской властью социальную революцию со всеми ее последствиями вплоть до объединения всех народов мира во всемирном интернационале с коммунистической властью во главе. Но мы, собравшиеся на Собор Русские Православные Иерархи, вместе со всею Православною Церковью осуждаем социализм и коммунизм, как учения и способы устроения жизни на земле не только безбожные, но и богоборческие и антихристианские, предуготовляющие неверующее человечество к принятию последнего богоборца – антихриста.

А посему отвергаем и анафематствуем его, всех участников его и всех приемлющих его, и объявляем ничтожными все его деяния. Сами же остаемся в непоколебимой верности Святейшему Патриарху нашему Тихону и его одного признаем законным нашим Первосвятителем и Главой Русской Православной Церкви.

23 мая – 5 июня 1923 года.

Подписали: Председатель Собора Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Управляющий русскими православными общинами в Королевстве С.Х.С.;

Члены Собора: Митрополит Евлогий, Управляющий русскими православными общинами в Западной Европе;

Анастасий, Архиепископ Кишиневский и Хотинский, Управляющий русскими православными общинами Константинопольского округа;

Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский;

Сергий, Епископ Черноморский и Новороссийский;

Михаил, Епископ Александровский;

Гавриил, Епископ Челябинский и Троицкий;

Гермоген, Епископ Екатеринославский и Новомосковский, Управляющий русскими православными общинами в Греции;

Дамиан, Епископ Царицынский;

Феофан, Епископ Курский и Обоянский;

Вениамин, Епископ Севастопольский, Управляющий военным и морским духовенством Русской армии;

Серафим, Епископ Лубенский, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>